*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЫКОВА ДМИТРИЯ ЛЬВОВИЧА, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА 29.07.2022.

В 2023 году 3 июля весь мир отметит 140-летие со дня рождения одного из самых понимающих писателей ХХ века — Франца Кафки (1883–1924).

«Человек он удивительно щедрый, деликатный, тонкий, наверное, лучший человек во всей немецкой литературе XX века. Именно поэтому ему и открылись самые страшные предвидения» , — говорит Дмитрий Быков*.

Представляем вам самые яркие цитаты из лекции «Кафка в нашей жизни». Посмотреть лекцию целиком можно в видеоархиве «Прямой речи».

 Тоталитаризм ни в чем не виноват. Кафка описывает участь человека, которая при фашизме, коммунизме, при либеральной демократии совершенно одинакова.

 Кафка самый русский писатель, потому что Россия первой столкнулась с главными кафкианскими проблемами. Мы оказались в мире Кафки, пройдя через самые разные гипнозы: через гипноз тоталитаризма, через гипноз свободы, через гипноз архаического, антимодернистского государства, в котором мы живем сейчас. Во всех приключениях российской государственности участь человека оказалась одинаково жалка.

 Что же произошло в ХХ веке, что сделало Кафку его главным писателем? Произошло то, что человек перестал быть хозяином своей судьбы.

 Появление нового класса управленцев — это черта ХХ века. А управленцы только думают, что они чем-то управляют, но все они — инструменты безликой, теряющейся где-то в вышине судьбы. Это и есть главная примета Кафкианского мира: все, и даже те, кто исполняет верховную волю, несвободны. Более того, чем человек ближе к верхним этажам замка, тем менее он свободен и тем меньше он решает.

 Произведения Кафки более всего напоминают ночной кошмар, и отличает их только одно: невозможность пробуждения. В большинстве случаев герой Кафки не пробуждается, а лишь понимает, что этот сон совершенно реален.

 Мы очень много можем говорить сегодня о той несвободе, в которой мы живем. Но предоставь нам кто-нибудь право решать, и нам будет так остро не хватать наших сегодняшних пут, простите за невольный каламбур, потому что мы будем все время чувствовать, что мы отвечаем за наши ошибки.

 Если герой романтического эпоса это одиночка, то герой современного эпоса — толпа. Это приключения огромной массы людей, которые вместе даже не образуют никакого коллективного тела. Это пиксельная картина мира.

 Удивительная способность Кафки создавать отрывочные нарративы и гениальная догадка о том, что писателем 20 века станет создатель крошечных, мозаичных иллюстраций собственной беспомощности и сделала его главным прозаиком.

 Иудаизм Кафки это не осознание себя иудеем, это осознание себя обреченным и умение сделать из этой обреченности великий текст и небывало неуязвимую, прекрасную позицию: «мне недодали» превратить в «я ничего не возьму».

 Сегодня браться за великие дела и писать длинные книги бессмысленно. Сегодня нужно сказать одну фразу, и ее может оказаться достаточно.

 Сегодня побеждает не обжора, а голодарь. И чем выше будет ваше искусство голодания — не в гастрономическом, конечно, а в широком смысле — тем бессмертнее может оказаться ваша шелестящая, почти невидимая душа.

Читайте также