Секреты счастливого детства
Конспект лекции Катерины Мурашовой
«Мы обсудим узкую, но важную тему, касающуюся дошкольного детства. Этот возраст мне особенно близок, и я хочу рассказать о том, как в этот период внутри ребенка загорается огонек. Родители могут либо поддержать этот огонек, либо потушить его, и это зависит от их выбора. Но за 33 года своей практики я заметила, что большинство родителей выбирают потушить», — говорит психолог Катерина Мурашова.
Запись лекции «Секреты счастливого детства» можно посмотреть в видеоархиве «Прямой речи».
❖ Значение родителей в дошкольном детстве
Дошкольное детство — это период, когда роль родителей максимально важна. Многие могут подумать, что это так же важно, как в младенчестве, но на самом деле именно в возрасте 3-7 лет ребенок нуждается во внимании именно родителей. Младенец может получать уход от любого заботливого взрослого — не обязательно от мамы, а и от няни, ему этого достаточно. Но в так называемом дошкольном возрасте ключевую роль начинают играть значимые взрослые — родители.
Чуть позже влияние начинают оказывать учителя, тренеры, потом друзья. И, например, в подростковом возрасте друзья становятся важнее, чем родители. А в дошкольном возрасте только родители могут формировать личность ребенка. Это большая ответственность, и именно от родителей (и шире — семьи, включая бабушек-дедушек) зависит, как будет развиваться ребенок в будущем.
❖ Что дает ребенку возраст от 3 до 7?
Речь формируется именно в этот период. Важно, насколько она будет внятной и понятной. Если она не будет развита, это может повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Вербализм — термин, который описывает детей, которые много говорят, но плохо понимают обращенную речь. Это явление раньше относилось, в основном, к детям с тяжелыми неврологическими нарушениями, а теперь стало распространенным среди нормальных детей.
Креативность — это способность находить нестандартные решения для стандартных задач. Она формируется в возрасте 3-7 лет, и если в этот период не развить креативность, то в дальнейшем это будет сложно сделать. Если креативность здесь не развилась, то ничего страшного с ребенком не произойдет, конечно. Миру не нужно много креаторов на самом деле, в основном нужны грамотные исполнители. Но большинство родителей хотят, чтобы их дети были креативными.
В этом возрасте также происходит первый мировоззренческий кризис, когда ребенок начинает осознавать, что все живое умирает. Реакция родителей на вопрос «Мама, а ты умрешь?» может повлиять на то, как ребенок будет воспринимать мир в будущем. Если родители ответят правильно, это поможет ребенку справиться с экзистенциальными страхами. Неправильная реакция может привести к суевериям и страхам в будущем.
Дошкольный возраст определяет, станет ли ребенок успешным и заинтересованным учеником в начальной школе. Интерес к учебе формируется именно в этот период, и если ребенок не будет заинтересован, это может повлиять на его дальнейшую учебу. Терпение и упорство — это тоже качества, которые приобретаются в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте формируется представление об иерархии в мире. Ребенок начинает понимать, кто главный, а кто подчиненный. Это знание поможет ему адаптироваться в новых ситуациях и понимать, как вести себя в обществе. Иерархия формируется не только в семье, но и в мире в целом. Здесь же происходит понимание границ — это важный процесс, который помогает ребенку понять, что можно, а что нельзя. Ребенок тратит свою энергию на выяснение границ, и если родители не помогут ему в этом, это замедляет развитие креативности. Установление границ — это важный процесс, который помогает ребенку развиваться.
❖ Ответственность родителей
Всё, что мы тут перечислили, не падает на ребенка с неба (пожалуй, кроме экзистенциального кризиса, он запрограммирован психическим развитием ребенка). Всё это зависит от родителей. Нельзя отдать ребенка в развивающие курсы и надеяться, что там его научат всему. Исход каждого из названных пунктов полностью в руках родителей. Никто не сможет сделать это за них, и это большая ответственность.
❖ Вопросы и любопытство
Когда ребенок начинает задавать вопросы, это означает, что его огонек загорелся. Однако современные дети задают всё меньше вопросов, потому что «осознанные» родители часто отвечают на них раньше, чем ребенок успевает спросить. Это может привести к тому, что ребенок перестанет интересоваться миром.
Если родители не дают ответа на какие-то вопросы ребенка, он начинает додумывать сам. Например: почему щиплет ранка, когда ее мажешь йодом? Потому что йод убивает микробов, а микробы перед смертью кусаются — поэтому щиплет. А потом в школе все задачи имеют стандартное одно решение. И эти алгоритмы подавляют развитие креативности. Поэтому не стоит слишком рано задавать ему алгоритмы, нужно дать ребенку возможность развивать свою креативность, а не загонять его в рамки. Как включаются алгоритмы? Например, через раннее обучение знаковым системам — буквам, чтению, письму, например.
❖ Показатели интеллекта и развития
Игра — это важный аспект развития ребенка. Родители должны поощрять игру и давать ребенку возможность развивать свою фантазию. Сложность ролевой игры, которую может организовать ребенок, является показателем его общего интеллекта. Чем сложнее игра, тем выше уровень развития ребенка. Важно, чтобы ребенок мог придумать и организовать свою игру, а не просто повторять за взрослыми. Лего — это не ролевая игра. Обучалки и развивалки только гасят тот самый огонек, как и любые пособия и организованные игры.
Сложность вопросов, которые задает ребенок, также является показателем его развития. Чем сложнее вопросы, тем более развит ребенок. Если ребенок не задает вопросов, это может свидетельствовать о его недостаточном развитии.
❖ Влияние родителей на развитие
Родители играют ключевую роль в развитии ребенка. Они должны быть готовы учить ребенка, а не просто оставлять его наедине с его проблемами. Важно, чтобы родители были активными участниками в жизни ребенка.
Имитация — это естественный процесс обучения у детей. Ребенок учится, подражая взрослым, и это нормально. Важно, чтобы ребенок имел возможность имитировать и развивать свои навыки.
Общение с ребенком — это важный аспект воспитания. Родители должны делиться своими мыслями и чувствами с ребенком, чтобы он чувствовал себя частью семьи. Это поможет ребенку развивать свои социальные навыки и уверенность в себе.
Многие родители стремятся быстрее развивать речь у ребенка. Но сначала его нужно учить слушать и слышать. Понимать инструкции и выполнять. Это поможет ему научиться общаться с окружающими. Умение слушать — это важный навык, который пригодится ребенку в будущем. А потом уже — развиваем речь.