Тайны музыкальных символов
Цитаты из лекции Алексея Сканави
Посмотреть запись лекции «Тайны музыкальных символов» пианиста и музыковеда Алексея Сканави можно в видеоархиве «Прямой речи».
➤ Как известно, музыка украшает нашу жизнь звуками и изначально создается для красоты. Композиторы во все времена старались создать произведение, звучащее наиболее красиво. Правда, в разные эпохи красоту понимали по-разному. То, что было красиво во времена Шопена, могло стать поводом сжечь вас на костре в Средневековье. И если вы чувствуете себя недостаточно продвинутым в классической музыке, то, как и в высокой кухне, ориентируйтесь на критерий «нравится — не нравится».
➤ Самый простой способ зашифровать что-то в музыке — это записать нотами. Например, Анатолий Константинович Лядов, автор «Музыкальной шкатулки», «Волшебного озера» и других очаровательных фортепианных миниатюр, спрятал в своей фуге 1913-го года собственный автограф: ля, до, фа.
➤ Однажды студенты принесли Лядову фугу коллективного сочинения. Когда композитор ее сыграл, он очень смеялся и поставил всем «отлично». И знаете, почему?
В немецкой транскрипции ноты называются буквами алфавита:
- A — ля
- B — си бемоль
- C — до
- D — ре
- E — ми
- F — фа
- G — соль
- H — си
- # — is
- b — es
В итоге мелодия «си бемоль — ми — ре — соль диез — ля — до — фа» превращается в «Б — E — ре — Г — ись — Ля — до — ва». Очень остроумное сочинение!
➤ Одну из своих фуг Бах основал на теме креста: си-бемоль — ля — до — си. Эта музыкальная риторическая фигура, которую придумали еще в средневековье, может быть не только в мелодии, но и в фактуре. Характерный пример есть в пьесе Чайковского из «Детского альбома», которая называется «В церкви». Ближе к концу пьесы вы услышите, как один пласт фактуры постепенно спускается вниз, а другой — поднимается навстречу ему. Если вы посмотрите на партитуру, то увидите крест. И он слышен в самой музыке.
➤ В музыке Баха много риторических фигур, когда разными формами и мотивами обозначались разные моменты Священного писания. Одна из фуг основана на мелодии хорала, которую сочинил Мартин Лютер — «Из бездны бед взываю я к тебе». В этой фуге есть несколько риторических фигур: мерное движение басового голоса символизирует шествие на Голгофу, есть фигура «пауза во всех голосах», означающая смерть, и многие другие. Тема креста тут тоже есть. Нисходящий ход выражает нерешительность, пауза — сомнение. Люди, которые жили в одно время с Бахом, все эти тонкости знали.
➤ Помимо риторических фигур и буквенных шифров есть символические темы. Одна из них — средневековая секвенция Dies irae. Если вы слышите отсылку к ней, значит, композитор имел в виду какие-то печальные ассоциации. Например, возьмем этюд-картину Ля минор Рахманинова, которая почему-то фигурирует в интернете под названием «Море и чайки». Но там нет ни моря, ни чаек. Зато есть отсылка к Dies irae, а еще в конце сюрприз — 12 ударов часов. Мне кажется, что эта мелодия — о полуночной бессоннице по поводу каких-то печальных событий.
➤ В начале ХХ века композиторам позволено всё. И тем самым они поставили всех более поздних композиторов в неудобное положение: написали все возможные созвучия. «Пляска смерти» Шостаковича из его хулиганского сборника «Афоризмы». В сборнике — 10 пьес всего на 11 минут. Это 10 разных жанров, доведенных до абсурда. Кричащий ноктюрн, веселенький траурный марш, очень бодрая «Пляска смерти» (Dies irae).
➤ Увертюра к опере Моцарта «Волшебная флейта». Сюжет оперы имеет мало смысла. Весь текст состоит из масонских фраз (то, что Моцарт был масоном, не секрет). В то время было ощущение, что масонов навсегда запретят. И венские масоны, в том числе Моцарт, решили запечатлеть в художественном произведении смысловую часть своего учения, чтобы потом можно было что-то воспроизвести. Получилась прекрасная опера, которую невозможно запретить. А идеи сохранились в ней. В самой музыке, в том числе. Например, важное для масонов число 3: в опере встречаются фрагменты из трех кусков, где каждый чуть сложнее другого.
➤ Почему мы говорим «высокие ноты» и «низкие ноты»? Потому что есть доказанная связь между высотой звука и высотой в пространстве. Что такое высота звука с точки зрения акустики? Это частота колебаний. Представьте два предмета: маленький и большой. У какого предмета будет выше звук? У маленького, потому что он намного чаще колеблется, чтобы издать звук. Маленькие предметы — легкие, они поднимаются наверх. А тяжелые находятся внизу. Это сидит у нас в подсознании, и поэтому мы отличаем высокие ноты и низкие. Например, музыкальный символ креста (си-бемоль — ля — до — си), придуманный в Средневековье, основан как раз на этих пространственных ассоциациях.