Не-история не-религии Мирчи Элиаде
Цитаты из лекции философа Андрея Макарова
Когда Мирчу Элиаде спросили о его работе в области истории религии, он ответил, что занимается «не-историей не-религии». В лектории «Прямая речь» философ Андрей Макаров рассказал о том, как религиовед и историк религии Мирча Элиаде искал способ восстановления связи индивидуального со священным.
- Посмотреть запись лекции «Не-история не-религии Мирчи Элиаде» можно в видеоархиве «Прямой речи».
«Идеи у знаменитых философов или ученых не падают с неба. Они вырастают из их опыта. Так же и у писателей, но писатели подключают фантазию, а ученые ставят барьер между фантазией и аналитикой. И тем не менее идеи, которые приходят им в голову, приходят из детских фантазий. Еще Аристотель писал, что между памятью и фантазией очень прозрачная граница. Поэтому, я думаю, многие ученые не могут понять, почему они не знаменитые: потому что надо подключать фантазию для этого. И по истории Элиаде это очень хорошо видно».
Мирча Элиаде родился в 1907 году в семье военного. Его отец происходил из крестьян и взял фамилию в честь румынского поэта и общественного деятеля Элиаде-Радулеску, которого очень уважал. Частые переезды семьи и строгая воспитательная система оказали влияние на детство Мирчи. Что может получиться из ребенка, которого не пускали в одну из комнат никогда? Была закрыта комната просто. И однажды родители уехали и забыли закрыть комнату. И он туда зашел: падал какой-то боковой свет, и маленький Мирча увидел себя в зеркале, в каком-то изумрудном свете. Это произвело на него сильное впечатление и стало важным моментом в его жизни.
➤ Волшебство и колдовство
Уже в 15 лет Элиаде написал рассказ «Враг дождевого червя», который был опубликован и получил премию. Это показывает, что его воображение было активно с детства. Он видел себя в другом, волшебном мире, что вдохновляло его на творчество. Запреты, наложенные на него в детстве, только подстегнули его желание писать. Например, ему запрещали читать по вечерам, и он читал под одеялом с фонариком.
Запреты формировали у будущего философа восприятие мира. В детстве он столкнулся с ситуацией, когда другой мальчик вырвал у него бублик, что дало ему понять о существовании злого бога. Событие стало основой для его размышлений о добром и злом. Элиаде развивал идеи о том, что мир создан двумя богами, добрым и злым. Это понимание стало важным для его дальнейшего творчества.
Со своим «разогнанным» воображением Элиаде увидел другую реальность — не только волшебства, но и колдовства. Колдовство связано с социальными программами и экзистенциальным выгоранием. Волшебство, наоборот, открывает множество возможностей.
Например, симптомом того, что вы заколдованы, является профессиональное выгорание. На самом деле это не «профессиональное» выгорание — это экзистенциальное выгорание. Накапливается негативный опыт: будто некий злой бог устраивает как-то мир, а ты в этом мире находишься. А волшебство — это когда Элиаде был в этой комнате и ощутил, как открывается очень много возможностей.
Элиаде в своих произведениях, таких как «Девица Кристина», исследует эти темы. Его художественные работы отражают его взгляды на реальность и магию.
➤ Путь к академической карьере
Элиаде, окончив лицей, поступил в Бухарестский университет и написал письмо в Индию с просьбой о стипендии на изучение санскрита. Он был очень способный к языкам, знал французский, английский, немецкий, латынь, древнегреческий. Потом добавились еще фарси, пали и санскрит. Письмо он написал практически в никуда. Но неожиданно получил ответ — и стипендию на пять лет. Уехал в Индию, где занимался йогой и санскритом.
Потом вернулся в Бухарест и начал преподавать. Заявил новый курс — «История дьявола» — это было смелое решение, учитывая его предыдущие проблемы с преподаванием, когда Элиаде обвиняли в порнографии. Но курс сразу стал популярным среди студентов. Он продолжал писать и исследовать, находя связи между различными культурами и религиями. Официально стал заниматься компаративистикой.
Компаративистика – это такая дисциплина, или метод, когда сравнивают культуры или религии. И Элиаде вознамерился — и реализовал этот свой план — сравнить все религии. Он исследовал архетипы и повторяемость мифов в разных культурах. Эта идея стала основой его знаменитой книги. Он утверждал, что символы соединяют людей с вечностью. Элиаде использовал различные термины, чтобы объяснить свои идеи.
➤ Сакральное и священное
Не принято говорить, что есть символы, которые соединяют человека с миром и с местом, где живут боги. Элиаде был хорошим политиком и подбирал слова для того, чтобы это выразить. Он взял у немецкого религиоведа Рудольфа Отто термин «сакральное». Если вы хотите как бы заниматься дипломатией, называйте что-нибудь в среднем роде. Политическое, социальное, священное.
Элиаде использовал термин «сакральное», чтобы говорить о священном. Он объяснял, что символы могут быть проводниками между мирами. Он также говорил о важности духовности и священного времени. Эти идеи стали основой его исследований.
➤ Символ как проводник
Символы, по Элиаде, являются проводниками, которые соединяют человека с сакральным. Он объяснял, что символы могут открывать новые горизонты. Как некие реалии, которые сами прорываются к нам. Окно, которое вдруг открывает ветер, и вы его чувствуете.
Чтобы проиллюстрировать свои идеи, Элиаде использовал примеры из разных культур. Он подчеркивал, что символы имеют глубокое значение. Это понимание стало важным для его работы.
Элиаде ввел термин «иерофония», который обозначает проявление священного. Он объяснял, что это откровение, которое соединяет человека с божественным. Исследуя, как священное проявляется в разных культурах, философ подчеркивал, что священное время и пространство имеют особое значение.
Священное всегда найдет себе место. Вот ты влюбился в кого-то, вы встретились на лавочке. И потом, через много лет, ты проходишь мимо этой лавочки, и так фонит как-то, да? Это и есть какие-то остатки священного в индивидуальном.
Современный человек все сводит к индивидуальному, к психике. Но священное продолжает находить свое место в современном обществе. Элиаде подчеркивал, что люди всегда и во всем ищут связи с сакральным. Современное общество утратило эту связь. Это приводит к кризису идентичности.
➤ Идея структуры
Что такое священное пространство? Это пространство, где есть центр мира. Центр мира – это то, к чему, как к реперной точке, привязаны другие точки этого пространства, которые делают его сильным. Элиаде говорил о центре мира, или аксис мунди, как о месте, где небо соединяется с землей. Он объяснял, что это важная концепция для понимания структуры реальности.
Идея структуры — это очень важное понятие для гуманитарных наук XX века. Правда, Элиаде не структуралистским методом пользуется, а самой идеей структуры как системы отношений. И соответственно в эту структуру можно разные элементы вставлять из любой культуры — индийской, славянской или ещё какой-то. А структура одна и та же. Это структура реальности, где есть небесный, земной и подземный уровни. Структура концентрирована, представлена в центре мира.
Так, например, жертвоприношения в различных культурах имеют сакральное значение. Элиаде подчеркивал, что жертвы помогают снять накопившуюся агрессию в обществе. Со временем жертвоприношения заменяются другими формами — подвергаются гуманизации. Это связано с изменением общества. Но сама структура жертвоприношений остается неизменной.
➤ Пример с мавзолеем
Однажды я подумал, а ложится ли структура, предложенная Элиаде, на мавзолей Ленина? Такой эксперимент у меня был. Я составил схему. Во-первых, должны быть три уровня: небесный, земной и подземный. Дальше: он должен стоять в центре какого-то пространства, именно в формальном центре этого пространства.
Красная площадь — это центр Москвы, а Москва — это центр чего? Тогда, в 1925-м году или 1926-м, это центр тогдашней так называемой Советской России. И дальше начали странные факты укладываться.
Семь ступеней. Верхняя часть поставлена на столбики. Это явные символы приподнятой крышки гроба, которая символизирует вылет души на небо. Мне тогда не хватало информации о подземном этаже, но потом где-то напечатали, что есть подземный этаж, куда опускают тело Ленина, что-то с ним там делают. Вот всё срослось. Случайность? Не думаю. Мавзолей Ленина – колыбель всего человечества. То есть это была претензия на центр всего мира.
➤ Религия и не-религия, вера
Религия и не-религия имеют свои корни в человеческой природе. Элиаде подчеркивал, что люди всегда ищут смысл в жизни.
Что такое не-религия? Религия — это форма отношений со священным, как бы такая система идеологическая, которая сакрализует центральную власть у царя, фараона. Но религии возникают достаточно поздно, а до этого что? Например, иудаизм возникает достаточно поздно, а вот то, что называется древней еврейской религией, это не иудаизм. Это не религия вообще. Вот что это? Не-религия.
Вера, вот то, что люди считают верой, это изобретение. Скажем, у архаических людей нет веры. Есть доверие, но нет веры. Что такое вера? Ну вот в латинском credere – это доверие, а fide – это вера. Фидеизм характерен для радикальных взглядов на реальность. То есть вера – это антоним надежды. То есть это надежда без надежды.
У вас есть образ того, на что вы надеетесь. Но вера не имеет образа. Нельзя верить в Бога Хора или в богиню Исиду: их ЗНАЮТ, а не верят. В данном случае вера противоположна знанию. Знание — это вы что-то видите. А вера — это когда вы шагаете в море без всякой надежды. Потому что всё вам говорит, что вы сейчас утонете. А вы шагаете — и либо море расступается, либо вы идете по воде.
➤ В заключение
Элиаде оказал значительное влияние на философию и религиоведение. Его идеи о сакральном и священном стали основой для многих исследований. Элиаде подчеркивал важность понимания мифов и ритуалов. Его исследования помогают понять, как люди ищут смысл в жизни и восстанавливают связь с сакральным. Элиаде подчеркивал, что понимание своих корней и традиций является ключом к восстановлению этой связи.