Как наладить общение с детьми
Конспект лекции психолога Катерины Мурашовой
В лектории «Прямая речь» семейный и детский психолог Катерина Мурашова рассказала о том, как сделать коммуникацию с детьми эффективной и приемлемой для всех сторон.
Посмотреть запись лекции «Почему они не слушают?» можно в видеоархиве «Прямой речи».
➤ Эволюционная основа воспитания
Эволюционно детеныши птиц и млекопитающих настроены на восприятие сигналов от родителей. Это важно для их выживания: те, кто не улавливает сигналы, погибают. Таким образом, природа отбирает тех, кто внимателен к поведению родителей. Однако возникает вопрос: как мы, современные родители, смогли сбить эту программу у детей, которые уже в три года не слышат нас?
Ко мне часто приводят таких детей. Это вызывает удивление, особенно когда речь идет о детях младшего возраста. Как такое возможно, что трехлетний ребенок не реагирует на родителей?
➤ Коммуникация и ее составляющие
Речь передает несколько важных сигналов: эмоциональное состояние, информация и побуждение. Эмоции, которые мы передаем детям, важны с самого рождения. Они сообщают ребенку, что он любим и принят. Важно, чтобы родители использовали эти сигналы для эффективной коммуникации.
- Через интонацию и слова, которые мы используем, передается эмоциональное состояние. Например, ласковые обращения к ребенку создают ощущение безопасности и любви. Чем меньше ребенок, тем больше ему нравится такая коммуникация. Однако с возрастом дети могут начать игнорировать эти сигналы.
- Второй важный аспект — это информация. Она должна быть четкой и понятной. Например, сигнал о том, что в лесу опасность, должен быть передан ясно. Однако современные родители часто пренебрегают этой частью коммуникации, что может негативно сказаться на восприятии детьми окружающего мира.
- Третий аспект — это побуждение. Это не просто информация, а призыв к действию. Например, «бежим!» или «давай поиграем». Эти сигналы должны быть четкими и понятными, чтобы ребенок мог на них реагировать.
➤ Сбои в коммуникации
Сбои в коммуникации происходят, когда родители путают эти три составляющие. Например, когда они пытаются объяснить ребенку, почему нельзя делать что-то, вместо того чтобы просто сказать «это делать нельзя». Излишние подробности приводят к путанице и игнорированию сигналов.
Например, если родитель недоволен тем, что ребенок жует печеньку в кабинете врача, он может выразить это недовольство неясно. В результате ребенок не понимает, что именно вызывает недовольство, и продолжает делать то, что ему хочется. Что, разумеется, не приводит ни к чему хорошему.
➤ Дихотомия в коммуникации
Первая дихотомия — это путаница между побуждением и информированием. Родители часто не понимают, что нужно четко разделять эти два аспекта. Это приводит к тому, что ребенок не может правильно интерпретировать сигналы.
Вторая дихотомия — это объясняющие мамы, которые пытаются объяснить ребенку причины своих запретов. Однако маленькие дети не понимают причинно-следственные связи, и им важно просто знать, что делать можно, а что нельзя.
Дети часто задают вопросы, но не все дети сами не могут на вопросы отвечать. Это приводит к тому, что они начинают игнорировать вопросы родителей. Важно понимать, что маленькие дети не могут ответить на сложные вопросы, и родителям следует избегать их.
Родителям важно быть краткими и четкими в своих сообщениях. Дети способны воспринимать максимум четыре фразы, и если родитель говорит больше, они перестают слушать. Это связано с физиологическими особенностями восприятия.
➤ Как улучшить общение?
- Если вы хотите изменить коммуникацию с детьми, начните с анализа того, как говорите с ребенком вы сами. Определите, в каком виде коммуникации вы находитесь, и адаптируйте свои сообщения. Например, в императиве используйте максимум три-четыре фразы.
- Форма общения также важна. Говорите о том, что будете делать вы, а не о том, что должен делать ребенок. Это поможет установить четкие границы и ожидания.
- Повторяющиеся сообщения теряют свою силу. Если вы постоянно задаете одни и те же вопросы, ребенок перестает на них реагировать. Важно разнообразить общение и задавать интересные вопросы.
- Если вы хотите, чтобы ваши дети рассказывали о своей жизни, рассказывайте о своей. Чем интереснее ваши истории, тем больше они будут имитировать вас. Имитация — это основной способ обучения детей.
- Избегайте негативных программ в общении с детьми. Если вы постоянно говорите о том, как опасен мир, дети начинают прятаться от вас и игнорировать ваши сигналы. Лучше сосредоточьтесь на позитивных аспектах.
➤ Особенности подростков
Подростки имеют свои особенности восприятия. Они могут не замечать важные сигналы и эмоции. Поэтому важно адаптировать общение к их возрасту и интересам. Это требует от родителей особого подхода.
Когда подросток задает вопросы, важно отвечать на них четко и лаконично. Это поможет установить доверительные отношения и избежать недопонимания. Если подросток не слушает, это может быть связано с тем, что он не понимает, что от него хотят. Важно объяснять свои ожидания и давать четкие инструкции.
Установление границ в общении с подростками — это важный аспект. Если вы говорите, что что-то будет сделано, это должно быть выполнено. Так будет проще установить доверие и понимание.
➤ В заключение
Я часто сталкиваюсь с примерами, когда родители не могут установить четкие границы. Это приводит к конфликтам и недопониманию. Важно учиться на этих примерах и адаптировать свое поведение. Эффективная коммуникация с детьми любого возраста требует четкости, понимания и адаптации к возрасту и эмоциональному состоянию. Родители должны быть внимательны к сигналам, которые они передают, и избегать путаницы в своих сообщениях.