Счастье как победа над неопределенностью
Цитаты из лекции психофизиолога Александра Каплана «Мозг в комфорте»
Посмотреть запись лекции «Мозг в комфорте» психофизиолога, профессора МГУ Александра Каплана можно в видеоархиве «Прямой речи».
➤ Что бы мы себе не воображали, всё натыкается на смысл. Если мы находим смысл, то дело приобретает совершенно иную окраску. И когда эта осмысленность наступает, появляется счастье. Как писал Пелевин, сама по себе любовь никакого смысла не имеет, но зато она придает смысл всему остальному. Если Маленький принц приручит Лиса, даже пшеница приобретёт для того особый смысл.
➤ Чем определяются эмоции? Во многих книжках вы прочтете про адреналин, окситоцин, серотонин и так далее. Это и есть механизм высоких чувств — комбинации этих веществ. Но в таких объяснениях есть проблема: кое-что не стыкуется. Например, альпинисты ходят в горы «за адреналином». А давай мы просто введем тебе в вену этот адреналин, ровно ту же дозу? Но нет, не появится этой эйфории, которую испытывают альпинисты. Значит, одного вещества недостаточно. Мозг должен давать картину, некоторую подготовку — адреналин тут только помощник. Получается, что чувства приходят не от манипуляции веществами, а от некоторых духовных манипуляций внутри мозга. Серотонин, дофамин и другие — это просто нейронные медиаторы, которые выделяются для активации нейронных композиций.
➤ Нейропсихология изучает локализацию психических функций. В 2022 году вышла статья, авторы которой изучали, в каких зонах мозга рождаются счастье и печаль. Пациенты клиник, у которых из-за онкологических заболеваний или по другим причинам удалены небольшие фрагменты мозга, отвечали на вопросы. Им показывали картинки с лицами — счастливыми и печальными. Ученые определяли, насколько люди, лишенные той или иной части мозга, чувствительны к выражению радости и печали. Оказалось, что в восприятии людей есть некая шкала «печаль—счастье»: если снижается восприятие счастья, то увеличивается восприятие печали, и наоборот. Повышенная чувствительность к счастью сконцентрировала в лобной доле мозга, а повышенная чувствительность к печали — ближе к макушке. Два эти участка как-то взаимодействуют для обеспечения нам комфорта. Но можем ли мы сказать, что именно эти участки ответственны за счастье и печаль? Боюсь, не можем.
➤ В другом эксперименте испытуемым предложили оценить степень приятности музыки. У них было 4 кнопки: от негативной оценки до позитивной. Когда у участников эксперимента начали стимулировать зону мозга, ответственную за счастье, ответы стали сдвигаться в сторону более положительной оценки: та музыка, которая была неприятной, стала нравиться. Если стимулировать эту область в мозге, человеку становится всё приятно. Получается, что не только химическими средствами, но и электрическими импульсами можно приводить человека в состояние эйфории или наоборот печали. Но мы пока не знаем, как именно работает этот механизм в мозге. И это не позволяет нам точно локализовать «центр счастья».
➤ Счастье появляется в моменты выбора и наступления последствий этого выбора. Мы всегда находимся в ситуации выбора. Наше время так и называют — VUCA-мир, непостоянный, неопределенный, сложный и неоднозначный. Насколько мы можем прогнозировать последствия нашего выбора?
➤ В нашем поведении, и это показано во множестве тестов, мы всегда склоняемся к тому, чтобы избежать неопределенности. А откуда она берется? Физический мир имеет неопределенную природу: например, частицы света распределяются хаотически. Есть только некоторые вероятности, но в целом позиции частиц неопределенны — это фундаментальное свойство материи. Отсюда, кстати, знаменитая дилемма кота Шредингера: невозможно предсказать поведение частиц. Проникают ли эти законы в наш макромир? Принято считать, что нет. Неопределенность нашего мира складывается из неопределенности наших решений.
➤ Карл Фристон выдвинул принцип минимизации свободной энергии. Содержимое мозга — состояния, образы, мысли — окружено внешним миром: тканями самого мозга, органами тела и остальными физическими объектами. Воздействия внешнего мира мозг принимает через рецепторы, которые стоят на границе между психическим и физическим миром. В ответ на то, что приходит извне, в организме формируются какие-то состояния и поведение, с помощью которого мы воздействуем на этот внешний мир. Картина выглядит довольно хаотичной, потому что мир многообразен и что-то в мозгу объединяет мир в единую систему. Более того: мозг может прогнозировать, а что придет от рецепторов в следующий миг. Столкновение этого прогноза и реальной реакции и порождает неопределенность. Остаточную неопределенность, которую мозгу не удается предсказать, Карл Фристон и назвал свободной энергией. И вся работа нашего мозга нацелена на то, чтобы избежать сюрпризов и научиться хорошо предсказывать внешний мир. Это важно для выживания.
➤ Есть теорема Роджера Конанта и Росс Эшби, которая говорит: «Каждый хороший регулятор системы должен быть моделью этой системы». В мозге есть модель, которая живет такой же жизнью, что и внешний объект, который моделируется. В этой модели записаны характеристики и закономерности внешнего мира, она просто моделирует — и потому хорошо прогнозирует.
В голове формируется динамическая ментальная модель внешнего физического мира (внешнего по отношению к нашему психическому миру). И именно эта модель наблюдает за рецепторами и предсказывает, что будет в следующий момент. Моделировать ситуацию гораздо легче, чем заучивать правила.
➤ Имея такую модель в голове, человек опередил в гонке выживания весь животный мир. Эта модель саморазвивается в сторону все большей адекватности физическому миру. И толкает нас на саморазвитие, провоцируя наше стремление к познанию. И в нашей модели тяга к познанию исходит из нее самой, а не из необходимости приспособиться к конкретной среде. Познание выходит за пределы биологической целесообразности. Нам для выживания не нужно изучать свет далеких звезд, но мы его изучаем — потому что так полнее будет представлен мир в нашей модели. Это чисто человеческое свойство: нами движет не приспособление к миру, а желание познать его.
➤ Как в мире хаоса оставаться в комфорте? Ответы предложил Нассим Талеб. Что же нужно развивать?
1) Креативность
2) Эмоциональный интеллект
3) Интуиция (именно она — язык модели, которая говорит с нами)
4) Адекватная самооценка
5) Критическое мышление
➤ Неопределенность мира, некоторая неоформленность наших с ним отношений ощущается как дискомфорт. И наоборот: чем четче мы предсказываем, что произойдет дальше, тем более комфортной нам кажется жизнь. Особенно если мы начинаем предсказывать отношения между людьми. И тут и возникает новое определение счастья.