В попытках сохранить внутри себя территорию без текущих реалий, новостей и рутинных попыток их анализировать, однажды ходила на экскурсию по Новодевичьему кладбищу с Татьяной Пигаревой. Прямо огородила внутри себя забором чашу с лавой — бурлящей злободневной повесткой, перелезла через этот забор и погрузилась в насыщенный, умный, образный, саркастичный «текст» экскурсии. И на 2,5 часа помогло.

Такие экскурсии не то что обогащают, но переворачивают некоторые представления о жизни. И смерти (это же кладбище).

Татьяна Пигарёва — известный филолог-испанист, искусствовед, руководитель отдела культуры Института Сервантеса в Москве. Я бежала на экскурсию, даже не вчитываясь в анонс. Ключевые слова «Татьяна Пигарёва» и «Новодевичье».

— Как думаешь, если пойти без макияжа?
— На кладбище-то? Самое оно.

С Татьяной Пигарёвой все равно, куда и о чем — заранее знаешь: будет крышесносно. В том смысле, что она развернет от текущего, «общеупотребительного» представления о предмете. Окунет в новое видение. И ты поймешь что-то важное.

Хорошая лекция (и экскурсия, и книга и пр.) всегда шире темы в заглавии, всегда еще и о жизни целиком. И у Пигарёвой они такие.

Как ни парадоксально, экскурсия по Новодевичьему кладбищу потрясла именно стереоскопическим взглядом на жизнь, отношения, пересечения, на космические парадоксы судеб, зигзаги и концовки. Развязки. И даже на жизни после смерти (ничего не знала о Гоголе, Чехове, Булгакове). Плюс «кладбищам свойственны мистические истории», и от них те самые мурашки.

«Советская власть даже смерть превратила в проявление старого мира».

И да, на многих памятниках персонажи как бы продолжают активно работать. Их бытие продолжается… Почему раньше это не казалось странным? Эти взгляды, устремленные в светлое будущее, эти бодрые жесты военачальников-памятников…

«Насчитала 17 курящих, троих говорящих по телефону».

Татьяна Ивановна рассказывает о людях не отстраненно — «родился, жил, работал, умер», а со всей эмпатией, с погружением в значимые детали и психологические подробности. Превращает истории жизни в синопсис, почти сценарий. Не говоря уже о том, что некоторые из героев ее рассказа — это друзья, знакомые, соседи по «высотке» и даче. Их судьбы, личные истории и история страны — все знакомо Пигаревой не теоретически, а изнутри, практически наощупь. И это подкупает.

Впрочем, экскурсовод настаивает, что мы тут «смотрим не на жизнь, а на отношения человека и камня». На «проговорки великих скульпторов», которым нельзя было говорить прямо. Пытаемся «понять Эзопов язык в камне».

И да! — какие шедевры встречаются среди памятников Новодевичьего. Сын Горького — Мухиной. Или Светлана Аллилуева, скульптора Шадра… Смотришь и забываешь, где стоишь. С умелой подачи, «расшифровки» скульптур начинаешь осознавать — перед тобой произведение искусства. И какое!

И что еще важно: это очень личная экскурсия, где экскурсовод делится не только фактами, но и своими ощущениями.

«Это моя любимая скульптура».
«Мне кажется, когда кладбище закрывают, памятники отправляются на прогулку. А вот эти даже проводят собрания».
А еще «на Новодевичьем все знакомы и дружат»…

Если вы в Москве и иногда задумываетесь, как осмысленно провести время, то время, проведенное с Татьяной Пигарёвой, может стать (неожиданно) ярким акцентом.

Точно событием. Экскурсии она водит только в отпуске, от избытка интеллекта. А по основной специальности — филолог-испанист. Кстати, даже прогулка по Новодевичьему имеет свой особенный испанский акцент.

Полина Санаева


Следите за анонсами экскурсий Татьяны Пигаревой! Приходите на ее лекции в «Прямой речи» и смотрите записи в видеоархиве

Читайте также