Мышление — это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе каких-то понятий, положений, обобщений и ассоциаций. «Внести» эти понятия в мозг можно только через процесс обучения.

Когда мы учим ребенка новым словам, в мозге формируются новые нейронные связи. Формирование центров речи — частный случай ассоциативного обучения: некий стимул связывается с некоей реакцией или несколько стимулов связываются между собой в сенсорную целостность. По ходу обучения возникают новые каналы для передачи информации — за счет того, что контакты между нейронами по траектории передачи сигнала начинают работать лучше.

Важным компонентом этого процесса являются положительные эмоции: если поведение признано успешным — новые каналы становятся все прочнее и надежнее, и мы говорим, что рейтинг этой поведенческой программы растет. А если выбранное поведение неудачно, то такая программа в следующий раз тормозится негативными эмоциями. Если происходит негативная эмоция, мозг тормозит данный канал передачи информации или вообще блокирует его. Но в случае удачного поведения в будущем этот канал может «растормозиться» и снова заработать в полную силу.

Обобщаем и создаем отражение мира

Из отдельных понятий человеческий мозг способен формировать многоуровневые речевые обобщения, чего не может мозг обезьяны. Зайчик, кукла, мячик, кубики — каким словом обобщим? Это первый уровень обобщения. Затем игрушки, мебель, посуда — это предметы, второй уровень. И так далее, до высоких философских обобщений. Зрительная кора может проводить процедуру зрительного обобщения, выделять общие свойства нескольких изображений — так выучиваются нейроны зрительного обобщения. Нейросети задней части височной доли занимаются слуховым обобщением.

Классик возрастной психологии Жан Пиаже привязывал стадии развития ребенка к стадиям речевого обобщения. И писал, что у взрослых высшая стадия вообще часто не случается. Не знаете, что такое интеграл — ну и неважно, как от этого меняется ваша жизнь? Зато когда вы узнаете новое, появляется новый канал — и мы испытываем положительные эмоции, связанные с речевыми центрами.

Через обучение мы пытаемся нашими нейросетями отразить мир — важные для нас предметы, действия и признаки. Это речевая имитация окружающей действительности, квинтэссенция нашего индивидуального опыта и памяти. Она помогает нам сделать выбор — как поступать в той или иной ситуации: не совершая реального поведения, отбирать правильную поведенческую программу.

Мы выращиваем всю эту систему, которую называем мышлением, всю жизнь, добавляя туда новые знания. Стараемся соединять данные правильными связями. Мир меняется, и в какой-то момент модель может плохо ему соответствовать, ведь в голове у нас прежняя схема. Несовпадение включает механизм психозащиты — когда вместо того, чтобы меняться под действием окружающего мира, система отрицает изменения, либо вытеснят их, либо замещает свои неверные представления экспертными. Эти механизмы в условиях сильного стресса работают сообща и для достижения результата в среднем нужно около 3 недель.

Мышление мы используем в двух режимах: быстром (интуитивном) для решения простых задач и медленном для случаев, когда нужно собрать дополнительную информацию, проанализировать, проговорить проблему и т.д.

Как нами управляют потребности

Выбирая поведенческую программу, наш мозг, точнее его префронтальная кора, учитывает не только результаты мышления, но и сигналы центров потребностей и информацию из центров памяти. На первом этапе выбора мы решаем, на удовлетворение какой из потребностей направим свои силы. В нашем мозге около 30 информационных сущностей, соответствующих биологическим потребностям, они находятся в глубинных стволовых структурах и каждая из них на минуточку хотела бы покомандовать нашим поведением.

Витальные потребности:

— пищевые и питьевые,

— оборонительные,

— гомеостатические (сон, дыхание и т.д.),

— экономия сил (лень) и груминг.

Социальные потребности:

— половое поведение, любовь,

— детско-родительские взаимодействия,

— иерархия,

— территориальная,

— эмпатия.

Потребности саморазвития:

— подражание,

— «программа свободы»,

— игровая (тренировка навыков),

— исследовательская и творческая.

Каждая из этих врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга — как правило, в его глубоких структурах, важнейшая из которых — гипоталамус, называемый «центром бессознательного». Активность центров потребностей зависит от сигналов из внешней и внутренней среды, гормонального фона, генов, индивидуального опыта и др. Это и есть темперамент, глубинная часть нашей личности. Можно сказать, что наше «я» формируется из темперамента и надстроенной сверху информационно-речевой модели мира.

Какая потребность доминирует прямо сейчас — решает на первом этапе выбора поведенческой программы лобная кора. Она анализирует сигнал от миндалины, которая, в свою очередь, получает сигналы от центров потребностей. Обновление этого сигнала происходит, по некоторым теориям, с частотой около 6 Гц. Внешние условия постоянно меняются, и поэтому правильно работающий мозг нуждается в регулярной смене доминанты. Если он подолгу «переваривает» одну потребность, это называется акцентуацией, а когда совсем «зависает» на чем-то — манией.

В принятии окончательного решения кроме лобной коры участвует и теменная кора, в которой сосредоточены наши представления о мире, о других людях и о самих себе. Теменная кора может накладывать свое «вето» на прямолинейные решения лобной коры, делая наш выбор сознательным.

Получается, что наша воля — это и есть результат конкурентного взаимодействия между лобной и теменной корой нашего мозга. Иногда лобная может и побеждать теменную, потому что на стороне лобной коры — центры биологических потребностей. А когда происходит сильный стресс, теменная кора может впадать в ступор, по доброй воле отдавая бразды правления лобной коре. И лобная же кора заведует нашей прокрастинацией: зачем выбирать более сложное дело, когда можно заняться более простыми и приятными? Поэтому психологи говорят, что нужно учиться «обуздывать» развеселую лобную кору, не давая ей слишком больших возможностей для управления нами.

При повреждениях лобной коры качество выбора ухудшается, поведение часто становится более детским, рассматривается меньший спектр программ. И теменная кора хуже управляет процессом. При сильных повреждениях лобной коры выбор вообще прекращается и мозг «зависает».

Как мы делаем выбор

1. Из всего многообразия программ предварительно активируются только связанные с удовлетворением доминирующей потребности.

2. На основе информации от сенсорных центров и ассоциативной теменной коры оценивается соответствие программы текущими стимулам, поступающим из внешней среды.

3. Учитывается «вес» программы — общее число реализаций и доля успешных реализаций (уровень положительных эмоций от данного способа реализации программы).

Эта схема хорошо работает для знакомых ситуаций, а для сложных новых задач может привести к ошибке. Об этом писал в книге «Думай медленно, решай быстро» один из основоположников поведенческой экономики Даниэль Канеман. Он говорил, что простые задачи надо направлять в область интуитивного мышления, а сложные важно как следует обдумывать. Поговорка «утро вечера мудренее» как раз про это: порой перед нами такая сложная задача, что решить ее сегодня не получится. Но когда мы спим, система продолжает что-то обдумывать и наутро может выдать интересные результаты. Именно поэтому нам иногда могут сниться творческие сны, посвященные решению большой задачи. Иногда рекомендуют завести специальную тетрадь для записи утренних мыслей, ведь если не записать, через час их смоет потоком нового дня.

Если мы играем «вдолгую»

Важнейшая прерогатива человеческого сознания — длинные программы, которые состоят из нескольких этапов реализации. Это обязанность поясной извилины, которая опоясывает весь мозг и контактирует и с лобной, и с теменной корой, и с прочими отделами. Поясная извилина позволяет удерживаться в рамках какого-то длинного плана и разделять большую работу на этапы: например, поступить в вуз, начать освоение профессии, потом выпуск, поиск работы и т.д.

Конечный результат этого длинного плана очень далек — значит, далека радость от выполнения задачи. А для того, чтобы придерживаться намеченного пути, хорошо бы иметь какое-то подкрепление для мозга в виде положительных эмоций. Тут и вступает поясная извилина. Вместе с лобной и теменной корой она делит длинную программу на этапы и помогает оценивать результат этапов. Если результат удовлетворительный, положительные эмоции гарантированы, продолжаем движение к итоговой цели. Если нет — то лобная и теменная кора принимают решение о том, как поступить дальше.

Положительный результат от промежуточного итога дает дорогу нашим мечтам и планам: уже одни только детальные мечты о море доставляют нам удовольствие, как часть плана об отпуске следующим летом.

Проблема достигнутого финального результата: когда программа наконец завершена, нервная система подвисает — нужно начинать новую программу, а на это нет ресурсов, например. Поэтому идеи различных долгоиграющих, вплоть до бесконечности, программ так популярны: мозг идет по ней, получает промежуточные результаты, а с ними и положительные эмоции, и конца этому процессу нет. Это приводит к созданию мегапроектов типа «перевернуть мир»: мы создаем себе план (мечту) и под него начинаем затачивать окружающий мир.


Как помочь мозгу работать


1. Не быть слишком упрямым, не игнорировать важные детали — это поможет избежать иллюзии полного знания, «тоннельного мышления» и др.

2. Избегать стереотипизации поведения и накопления негативных программ: наш мозг помнит программы избегания лучше программ достижения, поэтому с возрастом повышается тревожность, это важно отслеживать.

3. Не ловиться на желание немедленно принять решение (в состоянии стресса) и наоборот — не давать волю прокрастинации.

4. Избегать многозадачности, контролировать отвлечение, не стараться все решить самому.

5. Контролировать утомление: переключение видов деятельности, физическая нагрузка, ЗОЖ, сон.

6. Контролировать стресс: отделять острый стресс от хронического, выполнять различные дыхательные практики по борьбе со стрессом, искать положительные эмоции.

7. Помнить о том, что ложь — мощнейший стресс для мозга.


Посмотреть лекцию: https://www.pryamaya.ru/vyacheslav_dubynin_mozg_kak_my_dumaem_i_prinimaem_resheniya_19_03_22
Вы можете оформить подписку на весь видеоархив «Прямой речи». Это более чем 1000 событий, проведенных в разные годы в лектории — лекции, встречи, творческие вечера. Коллекция постоянно пополняется. Возможна оплата подписки с помощью карты зарубежного банка. Напишите на почту sales@pryamaya.ru, мы поможем.

Читайте также