Полностью лекцию Ярослава Тимофеева «Пять миллисекунд музыки» (с музыкальными фрагментами) вы можете посмотреть в видеоархиве «Прямой речи».

➤ Пять миллисекунд — это одна двухсотая секунды, это временной промежуток, которые наш слух может воспринимать. Если мы услышим звук, длящийся пять миллисекунд, мы поймем: что-то прозвучало. Это само по себе невероятно.

➤ Классическую музыку хоронят уже давно, но в последние годы и частота, и глубина этих высказываний выросли. Например, рекомендую на эту тему книги Нормана Лебрехта «Кто убил классическую музыку?» и Владимира Мартынов «Конец времени композиторов».

➤ Большую часть своей истории музыка не считалась искусством: она была то элементом религиозных обрядов, то элементом народного быта (фольклора). Классическая музыка отличается от всей остальной тем, что она самоценна, самодостаточна и осмысляется как искусство.

➤ Древнейший музыкальный инструмент, который нашли ученые — это флейта, сделанная из кости медведя. Фрагмент флейты нашли в Словении, в местечке Дивье Бабе. Инструменту примерно 43 тысячи лет. Научные споры о флейте продолжаются до сих пор. Часть ученых приписывает ее неандертальцам, но другие исследователи считают, что у неандертальцев не было музыки, это особенность именно человека — существа с другим мозгом. А некоторые эксперты считают, что это вообще не инструмент, а просто прокушенная хищником кость.


➤ В первобытном обществе музыка всегда была частью обрядов. В этих обрядах участвовали все, а значит, все люди были музыкантами и не было разделения: каждый был и слушателем, и исполнителем. А дальше произошла неизбежная дифференциация участников обряда: постепенно более голосистые начали петь громче и больше, а остальные стали больше слушать. Так выкристаллизовывалась профессия музыканта, исполнителя.

➤ В ранней музыке не было разделения на религиозные и светские обряды, на высокую (духовную) музыку и низкую. Позднее те, кто не желал или не мог встроиться в религиозную иерархию, становились ее оппозицией. Их называли в разных странах по-разному — трубадурами, миннезингерами, скоморохами, но суть одна и та же. Это люди, которые зарабатывали деньги на зрелищах. От скоморохов можно провести прямую линию к современной эстраде. А из религиозных исполнителей (регентов, певчих) выросла линия композиторов-классиков.

Самым древним записанным музыкальным произведением, сохранившимся до наших дней, считается античная песня, выбитая на найденном в Греции надгробии. Ей 2 200 лет. Древний грек потерял жену и на ее могиле выбил текст песни: «Живи, друг, и веселись, не печалься ни о чем! Наша жизнь коротка и быстротечна. Срок нам дан недолгий». Над текстом были высечены еще дополнительные буквы: исследователи догадались их переложить на древнегреческие лады, которые мы знаем из трактатов Аристотеля, и получилась песня.


Два главных открытия, которые изменили историю музыки, состоялись на границе 1 и 2 тысячелетия нашей эры. Это создание нотной грамоты — самих нот и способа их записи. И появление многоголосия, когда музыка перестает мыслиться как линейное искусство. Сначала это было двухголосие, где голоса шли строго параллельно (жанр назывался «органум»). Затем появился мелизматический органум, где второй голос уже витает в облаках сам по себе. Вся классическая музыка родилась из этого второго голоса: он создал пространство, в котором музыка могла себя проявлять.

Первый композитор (тот, кто сочиняет и записывает музыку) появился в Нотр-Дам-де-Пари во второй половине 12 века. Исследователи называют имя Леонин, но нет никакого четкого подтверждения, что это был один человек: возможно, это была группа или своеобразная школа композиторов. А спустя примерно полвека уже точно жил человек по имени Перотин, или, как его называли позднее, Перотинус Магнус — первый достоверно идентифицируемый композитор.


➤ Почему у Вивальди 550 концертов, а у Рахманинова всего 4? Значит ли это, что Рахманинов не такой великий? Дело в другом. В эпоху Вивальди концерты писались так же, как печется хлеб: не нужно каждый раз производить уникальную вещь, возьми лекало, добавь немного свеженького — и новый концерт готов. Поэтому про Вивальди говорят, что он написал не 550 концертов, а один концерт 550 раз.

Творчество Моцарта — переломный момент в истории композиторства. Моцарт успел за короткую жизнь поменять представления людей о музыке. Например, до него считалось, что симфония должна начинаться громко, чтобы заглушить шум в театре и привлечь внимание слушателей. А Моцарт свою 40-ю симфонию начал из тишины и тихого звука. Это музыка, написанная не для развлечения людей, а ради самой музыки. И таких открытий в разных жанрах Моцарт совершил немало. Благодаря Моцарту и окружавшим его мифам к композиторам стали относиться как к гениям.

➤ В 18-м веке трудно различить композиторов и определить авторство, потому что все еще существует общий «стиль эпохи». Индивидуальность композиторов начала расти в 19-м веке, и сейчас мы легко отличим музыку Скрябина от Рахманинова. Композиторы все время мчались вперед, ломая правила и создавая новые законы, а слушатели с трудом поспевали за ними.

➤ Постепенно возмущение новизной вылилось в разрыв композиторов и публики. Вспомним скандальные премьеры начала 20 века: Первый концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева (Санкт-Петербург, 1914), «Весна священная» Игоря Стравинского (Париж, 1913) и др. Так появилась идея слушания музыки из прошлого (когда новые композиторы не устраивают, слушатели предпочитают понятного Моцарта). Это стало началом эпохи, когда публика начала ходить не столько на композитора, сколько на исполнителя — чтобы оценить новую интерпретацию знакомой музыки.

➤ Кульминация революционности в музыке и символическое завершение индивидуализации в музыке — пьеса «4’33» Джона Кейджа. Это пьеса молчаливого присутствия — сочинение, в котором нет нот и ничего не звучит, кроме самой жизни.


Читайте также