Запись программы — по ссылке.

Виктор Лошак: Лекторий «Прямая речь» — одна из замечательных примет Москвы. Об этом наш разговор с его совладелицей Светланой Большаковой.

Один мой коллега по «Коммерсанту» назвал «Прямую речь», которую вы когда-то придумали вместе с Татьяной Булыгиной, «интеллектуальной империей». Я один из тех, кто участвовал в этой интеллектуальной империи как ее зритель. Потому что, как у любого занятого дедушки, у меня был день — воскресенье, и я должен был с внуком куда-то идти. И для меня было большим подспорьем то, что существовала «Прямая речь». И мы с удовольствием слушали лекции, которые там для детей читали.

Я хотел бы начать с того, чтоб вы вспомнили, как пришла идея «Прямой речи». Как она придумалась? С чего вы начали?

Светлана Большакова: У нас с Таней были дети. И мы хотели сделать такой формат, чтобы взрослые, которые что-то недополучили в школе, потом могли дальше развиваться и потихонечку приводить детей. И чтобы, посещая наши лекции, они имели возможность потом поговорить с ними. Мы всегда настаиваем, что должны прийти и дети, и взрослые вместе, чтобы потом у них был повод для разговоров. Потому что самое главное — это когда говорят родители и дети друг с другом. 

Потом мы поняли, что людей интересует не только желтая пресса и жареные факты, а интересует нечто большее. Наши лекции по литературе стали популярными. И мы стали подтягивать разные другие темы: науку, искусство, психологию. Сейчас у нас очень большой пул лекторов. Лекции идут почти каждый день. Их можно смотреть в трансляции.

Виктор Лошак: А на что вы ориентировались с точки зрения формы? Как человек значительно более старше вас, я могу вспомнить, что были лекции общества «Знание» в нашей стране. Лекторы разъезжали по самым разным точкам и читали. Был Политехнический институт и так далее. На что вы ориентировались, когда создавали этот формат?

Светлана Большакова: Ну, вы знаете, вероятно, на это и ориентировались. Я тоже видела эти записи из Политехнического. И знаю, что в 1920-е годы, например, были выступления известные: Маяковский ездил с такими «турами», можно сказать. Мы не то чтобы ориентировались на это, но просто формат такой всегда был в голове. И мы его возродили, можно сказать. Или придумали заново. 

Виктор Лошак: Какой тренд в обществе вы уловили, который только появлялся? Вот мне кажется, что вы уловили тренд на самообразование.

Светлана Большакова: Да, конечно! Очень много людей, кто к нам ходит, по возрасту учились в советских школах. И сейчас они понимают, что им чего-то не хватает, что они недополучили что-то важное, учась по своей специальности. Допустим, они технари, а хотят знать про искусство, литературу. И они к нам ходят именно самообразовываться, что-то дополучать. Люди вообще хотят быть умными. Они себя за это любят.

Виктор Лошак: Да. Но еще есть такая мода на гуманитарное образование. Я в «Коммерсанте» веду беседы с крупными руководителями компаний; чисто экономические беседы. И некоторые из них говорят, что у нас в компании сейчас есть место гуманитариям. 

Светлана Большакова: У нас достаточное количество компаний заказывают именно лекции для своих сотрудников, хотят их развивать. Этот тренд уже несколько лет длится. Они приходят за удовольствием: за удовольствием общения с человеком, собеседником, который им нравится. А у нас же еще такой формат, что можно после лекции задать свой вопрос. Как ты ни смотри что-то в записи, а в интернете много контента хорошего, но у нас вот это живое общение, и его сложно заменить чем-то.

Виктор Лошак: Вот вы сейчас говорите, отвечая на вопрос, который, конечно, у всех есть: как вы конкурируете? Есть телевидение, есть YouTube, есть Telegram, где тоже есть лекции, выступления популярных людей.

Светлана Большакова: Знаете, как ни странно, если уже такими терминами, как «конкурент» говорить, то это театр. Или кинотеатр. Телевидение не мешает совершенно. Люди могут что-то посмотреть, кто-то им понравился. Потом они увидели, что этот человек выступает у нас вживую, и они идут. У нас, кстати, большой архив, где можно посмотреть то, что уже было. Иногда люди приходят на одного лектора, а потом могут пересмотреть в архиве его прошлые выступления.

Виктор Лошак: Вы являетесь фактически монополистом на научные лекции для детей, например. Где это еще можно увидеть?

Светлана Большакова: Ну пожалуй, что нигде. У нас сейчас замечательные лекции ведет, например, Артем Оганов — ученый с мировым именем, химик-кристаллограф. Родитель приводит ребенка, и он получает общение с ученым, который его может действительно заинтересовать наукой. Дети могут на расстоянии вытянутой руки пообщаться с таким ученым, которого они в жизни мало где могут встретить. И он уделит им столько внимания среди своей занятости. Сейчас у родителей самый популярный запрос: как мотивировать детей, как сделать так, чтоб им было интересно? Встречи с нашими лекторами как раз пробуждают тот самый интерес. И по своим детям сужу, и по отзывам: «сводила ребенка к вам на лекцию — и он проникся!». Вот она, мотивация.

Виктор Лошак: А у вас же и для взрослых есть лекции?

Светлана Большакова: Мы начинали, конечно, с лекций для взрослых. Дети потом «подтянулись» — дети наших слушателей, которые к нам ходили-ходили, и у них уже постепенно подросли дети. И раз такой запрос появился, мы стали делать детские лекции. Еще говоря про детские, про искусство — Настя Четверикова замечательно у нас читает.

Виктор Лошак: Вот, а где вы ее нашли? 

Светлана Большакова: Мы смотрим что-то, и кто нам понравился или где-то мы услышали про кого-то: приглашаем на встречу. Зовем наших детей и просим нового лектора: «Прочитайте нам такую маленькую, на 20 минут...». И если детям нравится... Когда Настя пришла — влюбились в нее все и сразу. Она удивительно живой, открытый человек, который про искусство рассказывает так, что потом всем хочется сразу пойти в музей. Она умеет какую-то деталь найти, те крючочки, которые остаются в памяти. 

Виктор Лошак: Скажите, а вот как вы ориентируетесь на темы для взрослой аудитории? 

Светлана Большакова: Вы знаете, у нас все идет от личности, конечно. «Прямая речь» — она скорее не про темы, а про людей, которые читают лекции и делают темы и направления популярными. Мне кажется, после того, как стала читать у нас лекции Татьяна Черниговская, интерес к теме мозга в геометрической прогрессии возрос. Конечно, Татьяна Владимировна была звездой и до нас. Но вы знаете, было не очень просто, наверное. Она все-таки серьезный ученый, немного даже страшновато на ее лекцию идти. Не было такой огромной популярности на первых ее лекциях. А потом сработало «сарафанное радио». К тому же, Татьяна Владимировна обладает  удивительным даром — говорить просто о сложном. 

Виктор Лошак: Когда вы думаете о новых лекторах, о новых темах, вы опираетесь на какую-нибудь социологию, на работу маркетологов? Или опираетесь: вот ваши дети, ваш собственный опыт?

Светлана Большакова: И то, и другое. Конечно, в первую очередь это наш вкус. Тут же знаете, что главное, когда я кого-то зову на лекцию? Вот, допустим, вас — вот я вас встречаю где-то, и что я должна вам сказать, чтобы вы выделили полтора часа своей жизни и пошли к нам? Я должна быть настолько убеждена сама в том, что это будет хорошо, чтоб вас убедить тоже прийти к нам. Поэтому здесь, конечно, зависит от моей «заряженности» этим мероприятием. И вот так у нас выступают ученые известные, с мировым именем, писатели, искусствоведы. Вот Виктория Эммануиловна Маркова: она у нас большой цикл лекций прочитала про искусство Возрождения в целом. Она говорила, что никогда такого не делала: чтобы не одну лекцию прочесть, а целый цикл. И это такое счастье было! 

Виктор Лошак: Как вы определяете объем аудитории? Вот я знаю, что вы в разных... Ну, у вас есть собственный зал в Москве, недалеко от Патриарших прудов. Но вы иногда в зале ЦДЛ, который больше. Иногда в зале Чайковского, который еще больше.

Светлана Большакова: По опыту уже понимаем, что некоторые мероприятия могут пройти в большом зале. Потому что иногда мы что-то проводим в нашем зале — и не все помещаются. У нас зал небольшой, и поэтому некоторые мероприятия мы организуем там, где большая сцена. В зале Чайковского, например, Эдвард Станиславович Радзинский, он же может держать всю эту огромную аудиторию. Он выходит — и люди замирают на три часа. Я сижу в зале и слежу за головами иногда: вот он чуть в сторону — и все головы повернулись за ним. Он сюда рукой — и все за ним. То есть какая-то магия. Ну, конечно, не только здесь магия. Здесь колоссальные знания и умение это все рассказать.

Виктор Лошак: Я когда думал о вашей работе, подумал, что она очень похожа на работу вот, скажем, журналиста, редактора. Потому что в ней огромная доля умения выстраивать отношения с людьми.

Вот мой учитель — главный редактор, с которым я работал, — Егор Яковлев. У него была замечательная фраза. Она звучала так: «Автору нужно мыть ноги». Вот мне кажется, что вам тоже приходится всячески потакать, всячески как бы тем людям, чьи лекции вы хотели бы услышать у себя.

Светлана Большакова: Конечно, здесь все только на личных отношениях, в общем, происходит.

Потакать? Ну, я бы не назвала это слово «потакать». Просто специфика есть у каждого человека. Конечно, ее приходится учитывать. Но, как правило, это радость от общения. У нас такие все замечательные спикеры. И мы с ними, знаете, уже друзьями становимся.

И со многими слушателями дружим. У нас есть те, которые ходят к нам годами. Это такой основной наш костяк. И мы с ними даже в поездки как-то ездим. Ну в какие-то свои там.

Виктор Лошак: А вот у вас есть люди, которые, ну кажется, что их уже аудитория очень хорошо знает. Мой любимый друг Веня Смехов.

Светлана Большакова: Да.

Виктор Лошак: Никитины.

Светлана Большакова: Да.

Виктор Лошак: Ким. У всех были еще, по-моему, на бобинах их выступления. И тем не менее, вы их приглашаете, и они как бы собирают опять зал. В чем феномен вот этого регенерации зала?

Светлана Большакова: Здесь, знаете, те, кто когда-то их слушали, они, конечно, хотят поделиться опять же со своими детьми и уже теперь даже внуками. Это ностальгия. Они помнят себя молодыми. Это отдельное удовольствие узнавания. Как вот мы включаем иногда любимые фильмы, хотим посмотреть его с детьми. Здесь то же самое.

Виктор Лошак: Да. Да.

Светлана Большакова: И я смотрю, что многие молодые очень подпевают. Ну, у Юлия Черсановича гораздо больше песен. Вообще феноменальное количество. И он умудряется часто на концертах все новые и новые петь. Но половину зал все равно подпевает. А у Татьяны и Сергея Никитиных, там поют хором.

Люди, конечно, очень их любят. Когда мы проводим их концерты, это там... Я иногда смотрю и думаю: «Господи, люди плачут!» Это здорово.

Виктор Лошак: Скажите, у вас есть ощущение, что вы, ну, не о тех, о ком мы только что говорили, но из других людей делаете звезд?

Светлана Большакова: Хотелось бы так думать.

Виктор Лошак: Ну а почему нет?

Светлана Большакова: Ну, думаю, что да. Конечно, это есть. У нас есть спикеры, которые были звездами, опять же повторюсь, просто...

Виктор Лошак: Но в своем кругу.

Светлана Большакова: Да. Они не были так широко известны всем остальным. Мы, конечно, расширили их харизму и аудиторию.

Виктор Лошак: Сказать, что вы нашли Кима или нашли Никитиных, или Смехова, было бы смешно.

Светлана Большакова: Да-да, конечно. Да.

Виктор Лошак: Вы просто дали им еще одну площадку, можно сказать.

Светлана Большакова: Да-да-да.

Виктор Лошак: А вот кого вы нашли сами? Кого сделали?

Светлана Большакова: Ну вот, был такой, может быть, забавный случай. Я как-то пошла в гости. И там за большим столом сидели и знакомые, и незнакомые мне люди.

И там была одна прекрасная женщина, которая говорила, и я не могла от нее глаз отвести. После того, как все из-за стола встали, я подошла к ней и говорю: «Вы знаете, я не знаю, кто вы, но, пожалуйста, прочитайте у нас лекции».

Потом оказалось, что это директор Испанского культурного центра, знаменитый испанист Татьяна Пигарева. Она читает лекции по искусствоведению теперь у нас и водит экскурсии. Она специалист по живописи, которая в музее Прадо. И известный такой переводчик. Даже когда приезжают делегации из Испании, она, как правило, их...

Виктор Лошак: Переводит?

Светлана Большакова: Да. И водит их где-то. И она у нас стала читать. И это теперь на регулярной основе. Она потрясающе говорит. Очень вас зову. И обязательно в зал, чтоб вы послушали.

Виктор Лошак: Спасибо! С огромным удовольствием!

Светлана Большакова: Да.

Виктор Лошак: А скажите, а вот, может быть, вопрос не очень приятный: а были ли вот такие провалы? Но ведь на провалах тоже учатся.

Светлана Большакова: Конечно.

Виктор Лошак: То есть не угадали?

Светлана Большакова: Бывали провалы, конечно же. Когда... не буду сейчас называть имен, но человек, выступая, зажимается, что ли, и не может... вот именно... Хороший спикер, он должен зажечь публику. А тут бывало так, что не очень зажигал.

Виктор Лошак: Ну да. Ну, бывает, что аудитория влияет разным образом.

Светлана Большакова: Да. Да.

Виктор Лошак: Скажите, пожалуйста, насколько то, что рассказывают ваши спикеры детям — ученые, историки, писатели, соотносится со школьной программой? Или это совсем необязательно?

Светлана Большакова: Это совсем необязательно. Это скорее над школьной программой. Это такое расширение еще знаний, пробуждение или поддержание вот этого интереса. Что там, допустим, когда Александр Архангельский, наш известный литературовед и знаток литературы, он читает вот курсы.

Мы прям по три дня делаем в конце августа погружение в русскую литературу. Как раз после школьных каникул очень важно собраться.

Виктор Лошак: Вывести их из анабиоза.

Светлана Большакова: Да-да-да. Да. И это правда, на это все время рвутся и взрослые тоже. Мы не препятствуем. Потому что здесь подростковый такой формат. Взрослые тоже приходят и слушают. И много учителей, которым вот важно понять, что это все не где-то когда-то там было, а они тоже были живые люди. И тот же Пушкин, тот же Достоевский — они были такими же, только гениальными.

Виктор Лошак: Ну да. Это рассказ о живом человеке.

Светлана Большакова: Да.

Виктор Лошак: У вас есть такие жанры, которые мне даже не совсем понятны. Например, вы устраиваете корпоративы.

Светлана Большакова: Ох, корпоративы. Это слишком сложные...

Виктор Лошак: Сложные, да?

Светлана Большакова: Это скорее не корпоративы. Это руководители заботятся о своих...

Виктор Лошак: То есть вместо корпоратива?

Светлана Большакова: Да-да-да. Потому что не только певцы. А хотят еще слушать умных людей. Хотят развивать своих сотрудников. И это большой вообще отклик имеет. Ну, психологов, даже очень часто. У нас лекции по психологии есть хорошие.

Виктор Лошак: А кого зовут руководители на как лекторов на корпоративы?

Светлана Большакова: Ну, как мы уже говорили, сейчас очень тема мозга. Александр Каплан, Татьяна Черниговская. Зовут — это не значит, что они идут, кстати.

Виктор Лошак: Конечно.

Светлана Большакова: Да. Литература. Детские мероприятия. Психология. И про искусство.

Виктор Лошак: А что такое ночные лекции? Что это за жанр? Мне кажется, гениальный жанр. Потому что, когда у меня жена работала в музее, они тоже открыли музей на ночь. Потому что были такие выставки, спросом пользовавшиеся.

Светлана Большакова: Ночные лекции. Смотрите, особенно это летом актуально, конечно. Потому что летом все немножко позже происходит. Люди любят походить до ночи по хорошей погоде. На первую лекцию, которая в полвосьмого начинается, допустим, нет мест.

Виктор Лошак: В полвосьмого вечера?

Светлана Большакова: Да. И мы делаем еще одну, дополнительную. Или просто ее делаем отдельно — ночной формат. И знаете, что я заметила? Что на ночную приходят процентов 70 мужчин. Видимо, здесь что-то есть, какая-то корреляция. Они, видимо, сделали деловые свои встречи, ужины. А потом они готовы. Те, кто нас знают — да, конечно, они и с друзьями приходят. Я прям наблюдала: мужские компании.

Виктор Лошак: Интересно. Многие сейчас к вам приобщились в силу того, что вы продвигаетесь. И теперь можно лекции: либо прийти, либо смотреть онлайн. Это намного расширило вашу аудиторию?

Светлана Большакова: Да. Мы сейчас каждую лекцию стараемся делать... Даже не стараемся, а точно делаем в прямой трансляции. Можно посмотреть.

Знаете, мы для чего это сделали? Очень много людей, которые все-таки не имеют возможности прийти в силу разных причин. Ну, это сейчас же, во время пандемии, стало популярно...

Виктор Лошак: А вы это во время пандемии сделали?

Светлана Большакова: Нет. Мы делали раньше.

Виктор Лошак: Сделали раньше?

Светлана Большакова: Да, да. Мы сделали это раньше.

Виктор Лошак: Угадали.

Светлана Большакова: И есть вот такие места, даже куда не доедут. И оттуда не доедут. Есть, кстати, слушатели, которые к нам прилетают. Я все время этому поражаюсь. Прилетают из других городов. И они об этом говорят. И я их так люблю за это! И мне хочется их обнять, обогреть всех. Потому что люди такое сделали. Ну, поступок.

Виктор Лошак: Шаг, конечно.

Светлана Большакова: Да.

Виктор Лошак: Свет, ну ведь вы же этим дали... Если до этого вы имели московскую прописку и москвичей как зрителей, посетителей, друзей, я не знаю, как вы их называете, то после этого вы вошли в маленькие города.

Светлана Большакова: Да.

Виктор Лошак: Вы вошли в провинциальные дома. То есть сделали и этих людей тоже потребителями московской культуры?

Светлана Большакова: Да-да. У нас, знаете, есть вот...

Виктор Лошак: У вас есть какое-то изучение: кто смотрит? Онлайн.

Светлана Большакова: Изучение впереди, конечно, еще. Вот этого исследования возможно. Но, судя по отзывам, совершенно разные люди нас смотрят: в разных и странах, и в России есть.

Вот мне звонили не так давно, рассказывали историю, что есть небольшой город, где собираются люди смотреть нашу трансляцию в зале библиотеки на большом экране. Они смотрят, а потом остаются и друг с другом это все обсуждают. У них это стал такой небольшой, ну, может быть, единственный такой центр культуры.

Виктор Лошак: Наше время идет к концу. Я бы хотел бы спросить, а у вас у самой есть любимый лектор и любимая лекция?

Светлана Большакова: Ох, какой сложный вопрос!

Виктор Лошак: Или я вас вывожу на конфликт с вашими героями?

Светлана Большакова: Вы знаете, я люблю очень в моменте лекции. Каждая, которая вот будет завтра, послезавтра — мне кажется, что она будет лучшая, что она будет самая прекрасная. И я это... Я почти всегда сижу в зале. Я иногда выхожу с микрофоном. Какие-то вопросы...

Виктор Лошак: То есть вы сами превращаетесь легко в зрителя?

Светлана Большакова: Да. Да. Поэтому каждая новая — мне кажется, она... Нет, ну, конечно, у меня есть. Та же Черниговская. Тот же Дмитрий Юрьевич Петров, наш полиглот, который у нас много лет...

Виктор Лошак: Вот замечательная тема!

Светлана Большакова: Много лет у нас ведет языковые курсы те же. И читает лекции про языки.

Виктор Лошак: То есть это уже в чистом виде учеба? Ну, по-моему, он по любому языку может вести курсы?

Светлана Большакова: Да. У нас много. У нас сейчас даже редкие языки появились. А не так давно у нас был курс латыни...

Виктор Лошак: Лекции на языках?

Светлана Большакова: Нет. Курсы редких языков. Недавно у нас был вживую курс латыни. Казалось бы. Но тоже есть люди, которые пришли, и им нужна латынь. И, знаете, тоже можно все же как будто бы посмотреть в записи. Но вот общение с самим Петровым — многие вот готовы слушатели и вот именно хотят.

Виктор Лошак: Слушайте, как вы его уговорили? На него спрос же колоссальный!

Светлана Большакова: Ой! Мы очень давно с ним дружим и работаем. Больше 10 лет уже. Вот как-то сразу пришли, как вот к Радзинскому пришли и сразу решили раз и навсегда, что мы работаем вместе.

Виктор Лошак: Потому что есть бренд и обаяние, наверно?

Светлана Большакова: Наверное, и то и другое. Да.

Виктор Лошак: Наверно, поэтому.

Я хотел спросить, а какие новые жанры? Вы все время в поисках новых жанров. Что сейчас вы готовите?

Светлана Большакова: Знаете, вот были Сергей Юрский, Александр Филипенко. Александр Ширвиндт, который, кстати, у нас тоже приходил, читал лекции. Константин Аркадьевич Райкин — он, кстати, у нас именно выступал не с поэтическими вечерами, а именно рассказывал про театр. Это удивительное тоже удовольствие — слушать, как он рассуждает о театре.

И вот, возвращаясь к новым жанрам, вот были вот эти корифеи. Вениамин Борисович Смехов туда же относится, который, слава Богу, у нас часто выступает. И тоже невероятный отклик публики. И все приходят и слушают, и не по одному разу.

И важно, чтобы молодые актеры тоже начинали такие делать стихотворные поэтические программы. И это вот одно из наших новых направлений, когда мы делаем спектакли в нашей «Прямой речи», тоже в небольшом зале спектакли поэтическо-музыкальные...

Виктор Лошак: То есть вы становитесь маленьким театром?

Светлана Большакова: Да-да-да! Ну знаете, вот есть же формат концертного исполнения. У нас тоже это все. Ну, специальная программа строится. Это не то что импровизация полная. Это продуманная программа.

Виктор Лошак: Это поэтические программы?

Светлана Большакова: Да. Построенные вот на нескольких авторах. Например, сейчас у нас премьера спектакля «ЦветаеваШпаликовХармс», который читают четыре прекрасных актера. И там музыка, пианино, пение. У нас там небольшое пианино даже на сцене помещается.

Еще у нас новый формат — концерт-лекция, когда приходят академические музыканты. Например, Боря Андрианов, виолончелист наш.

Виктор Лошак: Да, замечательный виолончелист.

Светлана Большакова: Да. И он приходит и рассказывает. Он играет и рассказывает. Когда он играет только в концертном зале, зритель может только просто послушать. А здесь он может послушать то, что Боря об этом думает сам.

Я ему иногда говорю: «Боря, пожалуйста, расскажи, почему вот, допустим, то, что ты играешь быстро, это проще, чем ты тянешь длинные ноты Баха?» Я говорю: «Вот это расскажи, пожалуйста, людям. Нам кажется, что вот это — какая-то ерунда. А это же самое сложное и есть».

Он говорит: «Хорошо. Сейчас расскажу». Я говорю: «Почему в конце концов, виолончель должна вот так упираться?» И это «концерт-лекция» у нас называется.

Виктор Лошак: Слушайте, и такая концерт-лекция о виолончели собирает зал?

Светлана Большакова: Да! Это очень такой формат, где людям вот — они могут и послушать, и что-то понять.

Виктор Лошак: Вы знаете, это комплимент аудитории.

Светлана Большакова: Да.

Виктор Лошак: Аудитория любознательная какая. Как ей важны какие-то вещи, которые она недопонимает.

Светлана Большакова: У нас хорошая аудитория.

Виктор Лошак: А вот я хотел бы вас спросить: замечательная была у вас лектор Басовская, историк.

Светлана Большакова: Наталья Ивановна Басовская. Мы все...

Виктор Лошак: Все эти годы она с вами была?

Светлана Большакова: Да. Много лет она читала у нас лекции, два раза в месяц. Наталья Ивановна обладала тоже удивительным даром рассказывать про исторических персонажей так, что как будто бы она с ними общалась. Она, конечно, свое видение излагала. Но вот этот ее взгляд, этот ее рассказ были настолько потрясающими, увлекательными. На нее тоже ходили люди семьями.

Виктор Лошак: А вот у таких людей, как Басовская, появляются или появлялись фан-клубы свои? Те люди, которые ходили на все ее лекции?

Светлана Большакова: Да. Да. Или потом переслушивали, если они не могли, в записи.

Мы как-то с ней были в Эрмитаже. Быстро-быстро зашли — у нас была лекция в Санкт-Петербурге, мы там тоже делали — и она вполголоса начала что-то рассказывать мне про картину, которая ей нравится.

А рядом стояла экскурсия. И люди стали поворачиваться и говорить: «Ой! Наталья Ивановна! Наталья Ивановна!» Ее тоже вот узнавали по голосу. И вокруг нее прямо вот толпа образовалась. И ведущая экскурсии эрмитажной, она говорила: «Хорошо. Давайте прервемся, и вы насладитесь общением с Натальей Ивановной».

Она очень хорошей была. У нас был цикл «Женщины в истории». У нас все это записано. Мы раньше выпускали на дисках. Потом даже на флэшках выпускали.

Виктор Лошак: А книжки вы не пытаетесь выпускать?

Светлана Большакова: Выпускали книжки с нашими лекциями.

Виктор Лошак: С лекциями?

Светлана Большакова: Да. Да.

Виктор Лошак: Я в конце спрашиваю всех о правилах жизни.

Светлана Большакова: Да, я задумывалась над этим вопросом. И самое, что пришло мне в голову и что действительно, наверное, правило: я отношусь доброжелательно и с радостью к каждому новому человеку в своей жизни.

Виктор Лошак: Замечательное правило! А мы относимся очень доброжелательно и с огромной радостью к каждой новой лекции в «Прямой речи». Потому что «Прямая речь» стала просто прекрасной чертой лица нашего города Москвы. Спасибо большое!

Светлана Большакова: Спасибо вам! Приходите.

Виктор Лошак: Спасибо!


Читайте также