Лекцию доктора философских наук, профессора Андрея Макарова «Античный кинизм: как жить в сложное время» вы можете полностью посмотреть в видеоархиве «Прямой речи».

«Я — собака Диоген». Так представился Диоген Александру Македонскому. По-гречески «собака» — «кинос». Отсюда и название философского течения — киники, или циники. Само произношение зависит от того, каких правил придерживаться при чтении латинского языка. Но почему собака? Ответ самого Диогена уклончив: «Я веду себя как собака: облаиваю злых, виляю хвостом добрым людям». Это позерство или философия? Философия начинается с вопроса «What does it matter?» — то есть «Что это значит?». Что такое верность? Диоген объясняет это так: верность — это когда продолжаешь что-то делать, даже если исчезли все причины это делать. Как собака.

➤ Диоген просил, чтобы его после смерти выбросили в канаву, где телом могли бы поживиться собаки. Это немного похоже на позерство, потому что похоронили его, конечно, со всеми почестями. Но в чем суть его позы? «Вы так носитесь со своим телом, — говорил Диоген, — а ведь это просто мешок, вместилище духа».

➤ Цитата в духе Диогена: психология — это наука, которая занимается изучением крючков, на которые можно нацепить веревки, чтобы руководить людьми.

➤ Диоген ведет себя провокационно, недипломатично, совершенно не заботясь о человеческих чувствах. Потому что чувства других заботят только того, кто хочет властвовать над другими, управлять ими.

➤ И киники, и циники как бы срезают с человека пласты, которые отвечают за сложность. Человек — простое существо, одержимое страстями: алчностью, вожделением, жаждой власти.

Почему Диоген искал с фонарем человека? Ведь вокруг него были люди. Это ориентация на то, что позже назовут индивидуализмом: рассмотрение мира как целого, состоящего из индивидуальностей, а не из коллектива. Диоген сам отказывался вписываться в общество, попирая его ценности. Хотя это не помешало ему стать любимым членом этого общества.

➤ В юности Диогену сказала пифия: «Твое дело — портить ценности». Он воспринял это буквально и вместе с отцом стал портить монеты — стал фальшивомонетчиком. То же самое делал Ницше: он конструировал логичный мир, а потом портил его, переворачивал — так он показывал относительность мировоззрений.

➤ Вы, люди, привыкли к собственности. Но собственность — это бремя. Диоген ведет демонстративный образ жизни, чтобы показать: для счастливой жизни нужно не количество вещей, а их полное отсутствие. У Диогена была одна плошка. Но однажды он увидел, как мальчик пьет из пригоршни — и выбросил плошку.

Лайфхак по проживанию мелких потерь от Диогена. Вот я в поезде из Воронежа обнаружил, что забыл на конференции плащ. Какая естественная реакция у собственника? Минорное настроение. Но задайте себе вопрос: а что хорошего в том, что ты считаешь плохим? Потеря — это причина для покупки нового. И я вспомнил все недостатки потерянного плаща: да я же носил чёрт-те что! И это — момент освобождения от вещи.

➤ Даже при неограниченности ресурсов возможна конкуренция, потому что человеку всегда будет нужно то, что нужно другим. Так дети хотят играть с одной и той же игрушкой и спорят, хотя вокруг может быть масса других игрушек. Это закон мимесиса. В нем — природа социальности. Притягивает не индивидуальное, а уникальное — то, что хотят все. Отталкивающее поведение Диогена — попытка сбить этот мимесис, не дать людям очароваться. Совершенство — это насилие, перфекционзм — секта Люцифера. «Не хороните меня, а скиньте в канаву» — это расфетишизация по Диогену. Он как будто бы опередил время, создав по сути троллинг.

➤ Если мы находимся в социуме, то на наш взгляд любые поступки Диогена и его идеи выглядят сомнительно. Даже отвратительно. Поэтому его часто выставляют как позера. Но если бы он просто хотел разрушить социум, это был бы цинизм, а не кинизм. А Диоген киник. Разрушение нужно для ликвидации некой коросты: в обществе что-то пошло не так и это нужно разломать, чтобы спасти человека.

➤ Защитить себя на суде, используя разные юридические, психологические и риторические уловки, Сократу, владевшему всем этим арсеналом, по его же словам, не позволила совесть. Как соединить совесть и благополучную жизнь? Этот вопрос пытается решить Диоген. Его остроумный рецепт: упрощайте жизнь. И он демонстрирует, что это возможно.

➤ Диоген говорил: вы хотите богатства, но на самом деле за этим желанием сквозит потребность в любви и признании — от общества, мира, космоса. Признание говорит о том, что возникло поле, склеивающее вас с этим космосом.

➤ Базовая социальная потребность человека — признание общества. Получил ли Диоген признание? Больше, чем кто либо в его время. После Платона, правда. Как-то Диоген пришел к Платону и наступил грязной ногой на его персидский ковер (а Платон был жуткий сибарит). Услыхав слова Диогена «Я попираю твою гордыню!», Платон посмотрел на него и ответил: «Своей гордыней». Он как бы подчеркнул, что Диоген подменяет всеобщее признание самопризнанием.

➤ Все войны на земле ведутся не за ресурсы, а за изменение восприятия. Слово и тело — вот всё, что есть у человека. И проявить насилие и власть можно только над своим телом, но не чужим. Перформанс — это не театр, так же как Диоген — это не поза. Перформанс — это жизнь, причем индивидуальная. Это такое управление своим телом и словом, которое меняет мировоззрение зрителей ненасильственным способом. Диоген не насаждал свои идеи, он не бегал ни за кем. Но в эту воронку втягивало многих. После общения с ним никто не оставался прежним.

Читайте также